Венчание - христианский обряд

Венчание — один из самых значительных, радостных и жизнеутверждающих христианских обрядов. Праздничное убранство церкви, торжественное облачение священнослужителей, белоснежное платье и фата невесты, светлые наряды подружек, счастливые молодые лица жениха и невесты, приподнятое настроение родственников и друзей и, конечно, само богослужение — вековая мудрость молитв и священное песнопение — создают во время венчания незабываемую, возвышенную атмосферу всеобщей радости, благожелательности и любви.

Христианский православный брачный союз имеет глубочайшее духовное основание — это одновременно и таинство и просвещение. В таинстве брака жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, получают благословение Божие для супружеского счастья и для рождения, христианского воспитания детей. Брак становится честен, и ложе супружеское непорочно. Люди соединяются на земле, чтобы вместе быть в вечности. В браке у супругов происходит преображение духовных качеств, появляется возможность видеть мир через другую личность, достигается единомыслие душ и телес, долгодействие, целомудрие, взаимная любовь и союз мира, благодать в чадах, обилие благ земных и венец, неувядаемый на небесах.


Православие рассматривает брак как таинство и в необходимости супругам занять каждому свое место:



  • Муж есть глава жены.

  • Он отвечает за направление семейной жизни, за ее прочность и благосостояние.

  • Жена да боится своего мужа. Конечно, не в смысле рабского страха, которому нет места в христианской жизни: для церкви все равны — нет ни мужского пола, ни женского, — но потому, что муж является руководителем семейной жизни.

  • Муж должен более всего дорожить в жене, как лучшими ее качествами, — стыдливостью, целомудрием, высоко ценить и оберегать ее святые достоинства.

  • Любящий свою жену муж любит себя самого.

  • Оба супруга должны постоянно созидать брак, не допускать, чтобы ежедневные суетные страсти разрушили духовную основу брака — любовь.

  • Супругам определено жить друг для друга и стремиться к тому, чтобы праздничная радость первого дня брака продолжалась всю жизнь. Мужу положено снисходить к слабостям жены, ибо в Евангелии сказано: жена — немощнейший сосуд.


Жених и невеста должны приступать к христианскому браку в сознании его святости и ответственности совершаемого шага для них обоих и для потомства. А потому им следует искать друг в друге не внешние преимущества и материальные блага (богатство, высокое общественное положение), а внутреннюю связь в супружеской жизни, основу счастья. Церковь рекомендует подготовиться к таинству брака подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения. Перед самым вступлением в брак жениху и невесте следует поговеть (поститься) в течение семи-десяти дней, а в день венчания причаститься Святых Тайн.

Брачный возраст по православному закону считается для жениха — 18 лет, для невесты — 16 лет.

В наше время церковный брак не имеет гражданской юридической силы, поэтому венчают, как правило, супругов уже зарегистрировавших брак в загсе.

Торжественная церемония церковного бракосочетания состоит из обручения, венчания, разрешения венцов и благодарственного молебна. Прибывшие в назначенное время жених и невеста встают в притворе храма лицом к алтарю: жених справа, невеста слева. Священник в полном облачении выходит из алтаря через царские ворота, трижды благославляет жениха и невесту, произнося: Во имя Отца, Сына и Святаго Духа, и вручает им в знак святости брака зажженные свечи. На каждое благословение жених и невеста осеняют себя крестным знамением и принимают свечи. Свечи символизируют свет, тепло, радость встречи двух любящих людей, их чистоту и целомудрие. Полагается, чтобы свечи горели на протяжении всей церемонии бракосочетания, поэтому они должны быть достаточно большого размера.

Священник вводит жениха и невесту внутрь храма, где будет совершаться обручение. Согласно каноническим правилам, священнодействие начинается с чтения молитв о спасении жениха и невесты, о даровании им детей, о ниспослании совершенной любви, о благословении их в непорочную жизнь. После чтения молитв, священник берет золотое кольцо со святого престола и произносит трижды: Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты), творя каждый раз крестное знамение над головой жениха, и надевает ему кольцо на безымянный палец правой руки. Затем берет серебряное кольцо и произносит, знаменуя крестом голову невесты, трижды: Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха), — и надевает ей кольцо также на четвертый палец правой руки. Кольца — знак вечности и непрерывности брачного союза — во время церемонии находятся на правой стороне святого престола: слева — золотое, справа — серебряное. Золотое кольцо символизирует солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — луну, меньшее светило, блистающее отраженным солнечным светом. В настоящее время разрешаются для венчания кольца, изготовленные из одного металла — золота или серебра — и украшенные драгоценными камнями. После благословения жених и невеста трижды обмениваются кольцами. После тройной перемены серебряное кольцо остается у жениха, а золотое у невесты в знак того, что женской слабости передается мужественный дух. Священник произносит молитву, испрашивая благословения и утверждения обрученным.

Вслед за этим начинается церемония венчания. Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, становятся на разостланный на полу белый или розовый плат (коврик) перед аналоем, на котором лежит Крест, Евангелие и венцы, и подтверждают перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Священник спрашивает жениха: Имеешь ли ты соизволение благое и непринужденное и крепкую мысль взять в жены сию, которую перед собой видишь? Жених отвечает: Имею. Священник продолжает: Не обещался ли иной невесте? — Не обещался. С теми же вопросами священник обращается и к невесте. После этого наступает главный момент Таинства Брака. После прочтения положенных молитв священник осеняет крестообразно венцами жениха и невесту, трижды возглашает:

"Господи Боже наш, славою и честию венчай их!" и трижды благославляет их. (*)

Эти слова и увенчание жениха и невесты преисполнены глубокой символики: провозглашается честь и слава человеку как царю творения, жених и невеста становятся друг для друга царем и царицей на всю последующую жизнь, многотрудную и полную искушений. Венчанием выражается также честь и слава мученических венцов, ибо путь к Царству Божиему — это страдание и распятие Христа. Отсюда исходит и третье значение венцов — они являются венцами Царства Божия.

После возложения венцов и чтения Евангелия приносится чаша с красным вином. Священник дает ее новобрачным, которые попеременно, сначала муж, а потом жена, отпивают по три маленьких глоточка. Общая чаша — это общая судьба, общие радость и горе, счастье и несчастье.

По окончании церемонии священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены и, покрыв соединенные руки епитрахилью, а поверх нее — своей рукой, ведет их трижды вокруг аналоя. Круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для супругов. Восприми венцы их в Царствии Твоем, — произносит священник, затем снимает венцы и подводит новобрачных к царским вратам, где они поочередно целуют икону Спасителя и Божией Матери.

Оканчивается венчание целомудренным поцелуем новобрачных, свидетельствующим о святой и чистой любви друг к другу. После этого новобрачные, стоя на нижней ступени амвона, принимают поздравления присутствующих.

Дни, когда не совершается браковенчание (даты даны по новому стилю)

1. Вторник и четверг в течение всего года.
2. Суббота
3. В посты:
- Великий пост (7 недель до Пасхи).
- Петров пост (второй понедельник после Троицы — 12 июля).
- Успенский пост (14-27 августа).
- Рождественский пост (28 ноября-7 января).
4. Святки (.7-20 января).
5. Сырная седмица (одна неделя до начала Великого поста).
6. Пасхальная неделя (Светлая седмица).
7. 14 февраля (канун Сретения Господня).
8. 6 апреля (канун Благовещения Пресвятой Богородицы).
9. Канун Вознесения Господня (39-й день после Пасхи).
10. Канун дня Святой Троицы (49-й день после Пасхи).
11. День Святой Троицы.
12.    10, 11 сентября (канун и день Усекновения главы Иоанна Предтечи).
13. 20 сентября (канун Рождества Пресвятой Богородицы).
14. 26, 27 сентября (канун и день Воздвижения Креста Господня).
15. 13 октября (канун Покрова Пресвятой Богородицы).

*В церковных правилах нет строгих указаний, должны ли венцы быть надеты на головы новобрачных или их может держать шафер над новобрачными, стоя у них за спиной.

Комментарии